Сопровождение налоговых проверок Array Print Array

Сопровождение налоговых проверок

В последнее время усиливается деятельность государственных органов, направленная на борьбу с незаконными схемами, используемыми в целях уклонения от уплаты налогов. Тем, кто хотя бы раз сталкивался с налоговыми проверками, проводимыми ИФНС, знакомы их последствия: доначисление, штрафы и пени, блокировка расчетных счетов и т.д.

Существуют два основных типа налоговых проверок, это камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка.

  • Камеральная налоговая проверка – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа (то есть в налоговой инспекции) на основе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, и предполагает изучение налоговым органом декларации и бухгалтерской отчетности компании. При этом предварительное уведомление налогоплательщика не требуется. Как правило, такая проверка начинается на стадии приема отчетности, в течение трех месяцев с момента предоставления документов в налоговую инспекцию.
  • Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождению юридического или физического лица.

Иногда сопровождение налоговых проверок предполагает лишь наблюдение наших специалистов со стороны за действиями инспекторов. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если в ходе выездной проверки налоговый инспектор допустил нарушения законодательства. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что очень редко камеральная или выездная налоговая проверка обходится без подобных нарушений.

Сопровождение камеральной налоговой проверки

Сопровождение камеральных налоговых проверок специалистами компании «РАФ и Ко» включает в себя три вида услуг:

  •  
    • Подготовка отчетной документации, подаваемой в налоговый орган.
    • Подготовка дополнительных документов, запрошенных налоговой инспекцией в ходе проведения проверки или написание обоснованного отказа для предоставления такой документации.
    • Содействие в написании возражений на акт налоговой проверки (в случае необходимости) и обжаловании решения инспекции, вынесенного по результатам проверки.

Не менее востребованной услугой, оказываемой нашей компанией, является сопровождение выездных налоговых проверок. Она, в частности, включает в себя:

  1. Консультирование относительно порядка и сроков проведения налоговой проверки.
  2. Подготовку документов для налоговых органов.
  3. Дачу разъяснений инспекторам, участие беседе с ними.
  4. Написание возражений на акт налоговой проверки.
  5. Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки.

Сопровождение выездной налоговой проверки

В свою очередь выездные проверки бывают следующих видов:

  • комплексными и выборочными (тематическими);
  • обычными и контрольными;
  • плановыми и внеплановыми;
  • встречными.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается руководителем налогового органа. Выездная проверка продолжается не более 2-х месяцев (в исключительных случаях – 3 месяца). В течение календарного года представители налоговой инспекции могут проводить только одну выездную проверку по одному виду налогов за один период.

Если выездная проверка проводиться в организации, которая имеет представительства и филиалы, то срок выездной проверки увеличивается на 1 месяц для каждого филиала или представительства.

Согласно статистическим данным, камеральная и выездная налоговая проверка выявляет нарушения у 90-95% проверенных организаций. Общая сумма доначислений по результатам проверок составляет сотни миллиардов рублей ежегодно.

Результатом проверки практически всегда является доначисление. При этом сумма претензий колеблется в среднем от 10 до 50% от годовой выручки организации. В ходе налоговой проверки инспекцией ФНС применяется формальный алгоритм расчета сумм сокрытых налогов.

Следует отметить, что налоговые претензии являются одной из основных причин приостановления деятельности предприятия. При этом в случае выявления факта уклонения от уплаты налогов на сумму, превышающую 2 000 000 рублей, материалы камеральных и выездных налоговых проверок передаются в органы внутренних дел для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

В налоговом законодательстве достаточно детально и одновременно витиевато описаны процедуры, сроки, права и обязанности налогового органа и налогоплательщика в ходе проведения камеральной и выездной налоговой проверки. При получении от ИФНС решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов руководитель и главный бухгалтер налогоплательщика очень может совершать действия, которые в дальнейшем не исключают возникновения разногласий внутри финансовой службы предприятия и бухгалтерии.

Анализ судебной практики показывают, что очень важно уже в самом начале налоговой проверки занять правильную и конструктивную позицию во взаимоотношениях с ИФНС. Важно также на этой стадии качественно формировать доказательства для будущих разбирательств в суде, а также при разборе Вашей жалобы в вышестоящем налоговом органе (новые правила о досудебной стадии рассмотрения некоторых налоговых споров действуют с 1 января 2009 года).

Наиболее типичные случаи нарушения прав налогоплательщика в ходе выездных налоговых проверок связаны с некорректными (по форме и по содержанию) требованиями ИФНС о предоставлении документов, нарушения сроков проведения проверок. Особенно, если принимается решение о приостановке проверки для целей проведения мероприятий дополнительного налогового контроля (так называемые, «встречные проверки»).

Про проведении камеральных проверок ИФНС часто запрашивают у предприятия документы, объяснения и т.п., которые не вправе запрашивать. В связи с достаточно противоречивыми формулировками соответствующих статей Налогового кодекса, работникам проверяемого предприятия бывает сложно самостоятельно разобраться с ними, принять правильные решения и совершить адекватные защитные действия. Наш опыт ведения подобных споров показывает, что значительную часть налоговых претензий удается нейтрализовать только в связи с допущенными процедурными нарушениями со стороны ИФНС.

Если же проверка уже закончилась и предприятием получен Акт, с результатами которого оно не согласно, есть смысл провести анализ Акта, других документов проверки и при наличии оснований подготовить аргументированные письменные возражения. Важно также организовать качественное представление интересов предприятия при рассмотрении возражений в налоговых органах – как проверяющем, так и вышестоящем. Практика показывает, что при тщательной подготовке правовой позиции налогоплательщика часть претензий удается снять на этих стадиях.

Дальнейшее развитие налогового спора и его окончательное разрешение происходит в арбитражном суде. Здесь важно правильно выстроить линию защиты налогоплательщика в зависимости от обстоятельств дела. Но в любом случае при обращении предприятия в суд важно заявить о принятии судом обеспечительных мер в виде наложения запрета налоговому органу на принудительное исполнение требований о взыскании недоимок и финансовых санкций.

Наиболее верным представляется изначально правильное выстраивание и четкое документальное оформление взаимоотношений с контрагентами, партнерами. Это будущие доказательства в суде добросовестности действий налогоплательщика и существования разумной деловой цели хозяйственных операций. Качественно и профессионально составленные документы первичного бухгалтерского учета (договоры, акты и т.п.), деловой переписки позволят оптимизировать и сделать наименее рисковыми, с точки зрения налоговых последствий, все хозяйственные процессы и операции.

При проведении налоговой проверки очень важно обеспечить присутствие опытного юриста с самого начального этапа проверки (а не по факту составления акта налоговой проверки, не после того, когда наложены штрафные санкции). Оперативное подключение специалиста к процессу проведения налоговой проверки дает возможность в безболезненном урегулировании множества спорных вопросов, которые могут возникнуть по ходу проверки, а также в компетентном отслеживании правомочности действий проверяющего лица.

Имея богатый опыт сопровождения налоговых проверок, опытные юристы нашей компании гарантированно обеспечивают своим клиентам грамотное участие в таком сложном и ответственном процессе, как налоговая проверка, обеспечивая незаменимую профессиональную помощь и своевременную поддержку.

Мы предлагаем следующие услуги при выездных и камеральных налоговых проверках:

  • Консультирование по вопросам, которые возникают при прохождении налоговых проверок;
  • Проверка налоговых деклараций и имеющихся документов;
  • Подготовка документов к проверке (инвентаризация, сбор, ксерокопирование, заверение);
  • Разработка договоров в рамках подготовки к проверке;
  • Участие в проверке ИФНС (сопровождение проверки);
  • Оценка налоговых рисков;
  • Представительство в налоговом органе до момента составления акта проверки, решения;
  • Подготовка письменных возражений на акты налоговых органов, постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Оценка перспективы дела по акту проверки.

Налоговое планирование

Налоговое законодательство оказывает влияние деятельность любой компании в форме уплаты НДС, налога на прибыль, таможенных пошлин и налогов по заработной плате.

Налоговое планирование представляет собой одну из базовых составных частей финансового планирования предприятия. Налоговое планирование ― это совокупность ЗАКОННЫХ целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налоговых обязательств.

Налоговое планирование представляет собой подбор различных версий совершения хозяйственно-финансовых операций и распределения активов с расчетом достигнуть самой меньшей степени возникающих при деятельности предприятия налогово-финансовых обязательств.

Оптимизация налогообложения легитимными способами целесообразна для любой компании. Компетентное налоговое планирование, чаще всего дает реальный выигрыш. Отказ от такой процедуры, как налоговое планирование, может повлечь налоговые потери по конкретному налогу или их совокупности, сокращение объема оборотных средств, ухудшение финансового положения организации, и как следствие сокращение реальных возможностей для дальнейшего развития организации.

Основной задачей налогового консультанта при реализации налогового планирования является нахождение наилучшего пути налоговой оптимизации в рамках действующего законодательства.

Основные инструменты налогового планирования

  • учетная политика организации;
  • специальные налоговые режимы;
  • судебные прецеденты;
  • налоговые льготы;
  • льготы, предусмотренные международными соглашениями об избежание двойного налогообложения;
  • оптимальные формы договорных взаимоотношений;
  • разъяснения финансового ведомства;
  • создание резервов и т.д.

В рамках услуги по налоговому планированию мы предлагаем следующие виды услуг:

  1. Перспективное налоговое планирование:
    • анализ налогообложения предприятия с целью разработки и внедрения индивидуальной модели налогообложения (выбор вариантов осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации налогообложения компании с использованием законных способов и методов);
  2. Текущее налоговое планирование (предполагает применение совокупности методов, позволяющее снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае и отдельном налоговом периоде):
    • налоговое планирование отдельных сделок; 
    • налоговое планирование отдельных налогов;
  3. Налоговое планирование при создании бизнеса

Оказание услуги по налоговому планированию включает следующие этапы:

  1. Анализ действующей системы налогообложения и (или) налоговых «проблем» компании: 
    • Сбор и анализ информации об организации (организационная структура, виды деятельности, организация документооборота, основные поставщики и покупатели, уплачиваемые налоги и др.). 
    • Исследование первичных документов бухгалтерского и налогового учета, анализ договорно-правовой работы организации.
    • Расчет налоговой нагрузки. 
    • Выбор оптимальных вариантов хозяйственных ситуаций. Оценка налоговых последствий совершения тех или иных сделок с учетом налоговых рисков и возможных правовых последствий (анализ действующего законодательства, мнения налоговых органов и практики арбитражных судов).
  2. Внедрение наиболее выгодных моделей налогообложения, утвержденных организацией: 
    • Подробное описание мероприятий налогового планирования, с учетом деятельности организации и системой учета. 
    • Расчет налоговых обязательств, разработка форм необходимых документов, рекомендации по ведению налогового учета и др.
  3. Текущее сопровождение организации в сфере налогового планирования: 
    • Проверка правильности оформления и отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций с точки зрения предложенной модели налогообложения. 
    • Текущее консультирование по вопросам налогообложения с учетом изменений действующего законодательства.

В итоге клиент получает: 

  • знания о наличии налоговых проблем и вариантах их разрешения; 
  • возможность минимизации налоговой нагрузки; 
  • знания о возможных вариантах снижения налоговой нагрузки в компании (группе компаний); 
  • возможность минимизации налоговых рисков (сокращение вероятности применения штрафных санкций при налоговой проверке); 
  • профессиональные консультации по вопросам налогообложения; 
  • уверенность в правильности совершаемых им действий.

Чаще других применяются следующие методы налогового планирования:

  • Метод разграничения взаимоотношений – разъединение единых усложненных экономических взаимоотношений с субконтрагентами на серию простейших хозопераций с допустимостью роста расходов;
  • Метод отсрочивания выплат по налогам – отсрочивание появления налогооблагаемого объекта в календарно-хронологическом цикле (перевод платежа в самом конце месячного периода);
  • Метод непосредственного уменьшения налогооблагаемого объекта – уменьшение ценности через переоценивание основных фондов или осуществление инвентаризации;
  • Метод выбора стратегии учета с наибольшим применением разрешенного потенциала для уменьшения величины выплат по налогам и др.

Налоговое планирование (налоговый консалтинг) – законодательная база

До октября 2006 года налоговые органы рассматривали применение организациями налогового планирования как «налоговую недобросовестность». Однако Пленум ВАС Российской Федерации подтвердил, что законное налоговое планирование возможно, данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС Российской Федерации от 12.10.06 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В частности в п.4 Постановления указано, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. То есть налогоплательщику предоставлено право использовать для снижения налогового бремени те возможности, которые предоставляет законодательство.

Кроме того, в Постановлении был установлен круг обстоятельств, которые могут свидетельствовать, либо наоборот, не свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.

В тоже время, в п.5 Постановления содержится перечень обстоятельств, позволяющих судьям делать вывод о необоснованной налоговой выгоде, полученной налогоплательщикам. К ним относятся:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, то или иное решение по конкретной ситуации принимает суд, но задача налогового консультанта в том и состоит, чтобы, учитывая все возможные направления развития событий, создать оптимальную, как правило, компромиссную схему.

Наша компания успешно работает на рынке налоговых консультаций уже более 10 лет, а потому наши специалисты по налоговым консультациям имеют огромный опыт и знания в вопросах налогового законодательства, заполнения налоговых деклараций, налогового арбитража, возврата и возмещения НДС, возврата подоходного налога, разработки оптимальных налоговых схем, сопровождения налоговых проверок и постановке налогового учета.

Налоговые консультанты готовы ответить на любые вопросы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, касающиеся налогообложения.