Консультации по вопросам налогового законодательства PDF Print E-mail

Консультации по вопросам налогового законодательства

Налоговые консультации по вопросам налогового законодательства включают в себя:

  • консультирование по исчислению и уплате налогоплательщиком налогов и сборов;
  • консультирование по вопросам проведения налоговых проверок налоговыми органами, а также решения налоговых споров в порядке налогового арбитража;
  • консультирование налогоплательщиков по вопросам получения и использования возможных налоговых льгот;
  • своевременное информирование клиентов о внесении изменений в налоговое законодательство и о том, как данные изменения могут отразиться на налоговой схеме клиента;

Налоговое законодательство — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции.

Предметом налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения (т. н. налоговые правоотношения), то есть правоотношения по установлению и взиманию налогов и сборов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, а в предусмотренных случаях и во внебюджетные целевые фонды. Субъектами налогового права являются: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

В РФ источниками налогового права являются, во-первых, Конституция России, во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации, а, в-третьих, другие федеральные законы и подзаконные акты, затрагивающие вопросы налогообложения. Кроме того, различные органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и другие нормативные акты, касающиеся налогообложения, однако, в рамках и на основе федерального налогового законодательства.

Помимо этого, к числу источников налогового права можно отнести международные договоры и соглашения.

Очень часто возникают ситуации, касающиеся налогового законодательства, в которых самостоятельно разобраться достаточно трудно. Специалисты компании «РАФ и Ко», специализирующиеся в области налогообложения и профессионально разбирающиеся в налоговом законодательстве помогут Вам решить целый ряд проблем и вопросов встающих перед Вами или Вашей компанией, будь то налоговый арбитраж или получение налоговых вычетов физическими лицами.

Налоговая система России

Рассмотрим подробнее, что же такое налоговая система России (установленная Налоговым кодексом Российской Федерации).

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой косвенный налог. НДС ― это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

На практике НДС скорее похож на налог с оборота, чем на налог на добавленную стоимость. Продавцы добавляют в выписываемые ими счета-фактуры НДС и ведут учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Покупатель же имеет право вычитать сумму налога, который он уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Такая система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог, т.к. товары и услуги проходят длинный путь к потребителю. При использовании системы НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом.

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги).

Не являются плательщиками НДС также налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

  • безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Акцизы

Акциз — косвенный, федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НКРФ.

Статья 181 определяет исчерпывающий список подакцизных товаров. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:

  • спиртосодержащая продукция
  • табачные изделия
  • автомобили
  • горюче-смазочные материалы

Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

Статья 182 НКРФ определяет объектом налогообложения следующие операции:

  • реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  • передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  • получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Статья 183 определяет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

  • передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  • реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  • первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии.

В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Основная налоговая ставка — 13 %.

Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

35 %:

  • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;
  • процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, в течение периода, за который начислены проценты, по рублёвым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесённых на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения суммы указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса РФ, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Пункт 2 статьи 212 НК РФ устанавливает, что является доходом от использования нерыночной процентной ставки:

  • Для рублёвых займов (кредитов) — превышение суммы процентов, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
  • Для займов (кредитов) в иностранной валюте — превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

9 %: доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

30 %: относится к нерезидентам Российской Федерации.

Существует значительный перечень стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также доходов, не подлежащих налогообложению.

Существует решение арбитражного суда, которое разъясняет, что в случае выдачи зарплаты без выплаты подоходного налога налоговым агентом (предприятием) эта обязанность переходит к тому, кто получил этот невыплаченный налог, то есть к работнику предприятия. С предприятия в этом случае удерживается только штраф за неуплату налога.

Доходы, освобождаемые от налогообложения в РФ

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребёнком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
  • все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:
    • возмещением вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
  • вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
    • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причинённого им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;
    • работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации;
    • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищённых категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
    • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
  • за счёт средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
  • за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счёт средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;
  • суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, имеющим разрешение (лицензию) на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, за исключением доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от перепродажи указанной в настоящем подпункте продукции;
  • доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской кооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, установленном действующим законодательством;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
    • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
  • доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций:
    • акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;
    • акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение, в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев);
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами, за призовые места на следующих спортивных соревнованиях:
    • Олимпийских, Параолимпийских и Сурдлимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;
    • чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов;
  • суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;
  • суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
  • вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
  • доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощённая система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;
  • доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
    • проценты по рублёвым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
    • установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
    • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
    • возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
    • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
    • суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
  • выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счёт членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты, производимые молодёжными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
  • помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство;
  • расходы на научно-исследовательские работы;

С 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций». Базовая ставка составляет 20 %: 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль:

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).

Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Водный налог относится к федеральным налогам. Определяется главой 252 (статьи 3338-33315) НКРФ.

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам:

  • при заборе воды
  • при использовании акватории
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Государственная пошлина

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

  • нотариальных действий;
  • действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

  • право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  • право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

27 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2% (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств, т.е. на 01 счете бухгалтерского учета. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Транспортный налог

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяга реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.

Местные налоги

Земельный налог

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2% (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств, т.е. на 01 счете бухгалтерского учета. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом, был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы, иные средства. Затем перечень их сократился, а ставка была увеличена. Поступления от данного налога идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ), налога на имущество организаций и ЕСН. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, имеющие филиалы или представительства.

Налоговым периодом является календарный год. Ставка 6 %.

Упрощенная система налогообложения

Упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

  • 6 %, если объектом налогообложения являются доходы,
  • 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения:

  • средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;
  • по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость)в 2009 году, 60 млн. рублей с 01.01.2010 по 31.12.2012 года.

Некоторые организации и ИП не могут перейти на УСН, так как попадают в категорию лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 (то есть страховщики).

Организации и ИП подают заявления о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году ее применения. Вновь зарегистрированные организации и ИП подают заявление в пятидневный срок с момента регистрации в налоговом органе. Более подробно порядок перехода на УСН описан в ст.346.13 Налогового кодекса. Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения УСН в следующих случаях: Если подано заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, то до 20 декабря, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенка. Для смены объекта налогообложения (если Вы вдруг передумали, и решили изменить 6% на 15% или наоборот) Вам надо подать заявление до 20 декабря года, предшествующего смене объекта налогообложения. С 1 января 2009 года не надо ждать 3 года для возможности сменить объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом не имеют право применять УСН 6%.

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации.

ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратны для особо малого бизнеса.

Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством:

  • бытовые и ветеринарные услуги;
  • услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;
  • автотранспортные услуги;
  • розничная торговля;
  • услуги общественного питания;
  • размещение наружной рекламы;
  • услуги временного размещения и проживания;
  • передача в аренду торговых мест.

Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения.

Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1) задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1.

Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и на 2010 год составила 15 %.

Налоговым периодом на 2010 год установлен квартал.

Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как за вычетом социальных налогов, в случае их оплаты, остаётся в муниципалитете.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Соглаше́ние о разделе продукции (СРП) — специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Полномочия государственной стороны основываются или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с нефтью, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с нефтью на всей территории страны без определенных обязательств.

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

  • Камеральная налоговая проверка
  • Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  • Сплошной
  • Выборочный

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Длительность выездной налоговой проверки, как правило, не может превышать двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может продлить срок до 6 месяцев.

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов).

Выездная проверка может проводиться также в связи с:

  • реорганизацией предприятия;
  • ликвидацией предприятия;
  • контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.

На представление возражений на акт проверки предоставляется 15 рабочих дней, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.

Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суд.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Она проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчётности.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или несоответствия в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Наша компания успешно работает на рынке налоговых консультаций уже более 10 лет, а потому наши специалисты по налоговым консультациям имеют огромный опыт и знания в вопросах налогового законодательства, заполнения налоговых деклараций, налогового арбитража, возврата и возмещения НДС, возврата подоходного налога, разработки оптимальных налоговых схем, сопровождения налоговых проверок и постановке налогового учета.

Налоговые консультанты готовы ответить на любые вопросы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, касающиеся налогообложения.