Возврат и возмещение НДС

Возмещение и возврат НДС

Проблема возмещения/возврата НДС актуальна для большинства налогоплательщиков, но особенно остро она стоит перед лизинговыми компаниями, экспортерами и фирмами, осуществляющими импорт товаров. Трудности могут возникнуть на любом этапе возврата НДС, включая подачу налоговой декларации. Если в ней заявлено возмещение НДС, то при ее рассмотрении налоговики начинают исходить из того, что можно было бы назвать «презумпцией виновности». Возмещение НДС – один из наиболее проблематичных вопросов. Решение этой проблемы во многом осложняется тем, что налоговые инспекции всячески оттягивают возврат НДС, даже если существует четкое обоснование необходимости возврата суммы на расчетный счет компании.

Практика показывает, что в этом случае проверка обоснованности возмещения/возврата НДС неизбежна. Понимая это, мы предлагаем наши знания и огромный опыт сопровождения налоговых проверок, предшествующих возврату НДС. Сначала специалисты компании «РАФ и Ко» детально проанализируют базу договоров и первичных документов, восполнят пробелы и исправят существующие недостатки. Это позволит создать своеобразную «подушку безопасности» и лишить инспекторов любых возможных козырей.

Следующим шагом станет жесткий контроль действий ревизоров и надежная защита ваших интересов в процессе налоговой проверки обоснованности возмещения/возврата НДС. Если потребуется, мы подадим возражения по актам проверки и продолжим защищать вас в суде (за последние 5 лет мы выиграли более 100 судебных споров по возмещению НДС).

В нашей компании работают квалифицированные налоговые консультанты, большинство из которых имеет многолетний опыт службы в налоговых органах. Нам отлично известна логика работы и психология налоговиков и мы можем заранее предугадать их каждый следующий шаг. Поэтому мы найдем выход из любой сложной или нестандартной ситуации и добьемся результата — сумма излишне уплаченных налогов будет благополучно переведена на счет вашей компании, а требование по возмещению НДС будет полностью удовлетворено. Именно такой финал предполагает наша услуга по комплексной процедуре возмещения/возврата НДС. Она заключается в постоянном и внимательном сопровождении вашего бизнеса вне зависимости от того, какие действия нужно будет совершить для возврата НДС.

Самостоятельная подача в налоговый орган заявления о возврате НДС и документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в подавляющем большинстве случаев приводит к вынесению налоговым органом решения об отказе в возмещении НДС. Часто это сопровождается применением таких «устрашающих» мер, как проведение дополнительных налоговых проверок, начисление штрафов и пеней, попытке установления факта налогового правонарушения, признании недействительности сделок, попытке ликвидации юридического лица и т.д. Достаточно распространенным становится обвинение налогоплательщика в недобросовестности, необоснованном получении налоговой выгоды, умышленном занижении налоговой базы путем неправомерного предъявления налогового вычета.

Наша компания имеет большой опыт защиты налогоплательщиков в налоговых спорах, взыскания сумм НДС как в судебном, так и внесудебном порядке, несмотря на тот факт, что в свете ужесточения фискальной политики государства налоговый орган ориентирован на судебное разбирательство.

А ведь грамотно составленные заявление о возмещении НДС и в особенности письменные возражения на акт камеральной налоговой проверки позволяют в ряде случаев добиться внесудебного порядка компенсации. Предварительная бесплатная экспертиза представленных Вами документов позволит нам вынести более точное заключение о способах решения налогового спора и порядке возврата НДС. Для защиты прав налогоплательщика в налоговых спорах по возврату (зачету) НДС мы предлагаем следующие виды услуг по двум направлениям:

  1. Минимизация рисков отказа в вычетах по налогу на добавленную стоимость (в целях принятия налоговым органом положительного решения о возмещении (возврате)).
  2. Возмещение (возврат) НДС в судебном порядке (включая обеспечение получения процентов в вязи с несвоевременным возмещением (возвратом) НДС).

Наиболее востребованы эти услуги у компаний-экспортеров, так как во-первых им необходимо подтвердить 0 ставку (чтобы налоговым органом не была доначислена недоимка в результате применения ставки 18 %), а во-вторых, при соблюдении иных установленных условий они получают возмещение НДС на свой расчетный счет, не подвергая данные денежные средства никакому налогообложению.

Отметим, что в некоторых случаях ориентировочный период времени с момента обращения в суд и до получения денежных средств на расчетный счет может составлять 2,5 -3,5 месяца.

Раскрывая содержание первого из указанных направлений оказания услуг (минимизация рисков отказа в вычетах по налогу на добавленную стоимость) отметим, что указанное направление оказания услуг включает в себя:

  1. Выработку единой схемы и позиции налогоплательщика, обеспечивающей устранение и/или минимизацию рисков отказа в вычетах, в том числе,
    1. Определение оптимальной схемы деятельности налогоплательщика с учетом таких аспектов как транспортировка и хранение товаров и т.п.,
    2. Определение оптимальных условий заключаемых договоров, в том числе, выбор оптимальных условий поставок согласно «ИНКОТЕРМС 2000»,
    3. Подготовка проектов заключаемых договоров и иных необходимых документов,
    4. Определение периода для заявления вычетов, и т.п.;
  2. Обеспечение правильности оформления (заполнения) первичных учетных документов и их проверка
  3. (в целях соблюдения условий, необходимых для признания вычетов правомерными);
  4. Обеспечение представления в налоговый орган только необходимых документов;
  5. Проверку показателей налоговых деклараций (исходя из возможности рассмотрения дела в арбитражном суде и с учетом требований, предъявляемых судом к декларациям).

По существу оказание услуг по этому направлению представляет собой подготовку документов для успешного рассмотрения дела в суде на случай необоснованного отказа в применении налоговых вычетов и/или в возмещении НДС.

Исходя из накопленного опыта по успешному обеспечению возмещения (возврата) налога на добавленную стоимость, мы можем сказать, что оказание слуг по первому направлению во многих случаях приводит к «добровольному» и «своевременному» принятию решений налоговыми органами о возврате НДС.

В рамках оказания услуг по возмещению (возврату) НДС мы также оказываем услуги по обеспечению получения налогоплательщиком на банковский счет сумм процентов, подлежащих начислению и уплате в случае несвоевременного возврата сумм налога на добавленную стоимость (в частности, в связи с отменой решения об отказе в возмещении (возврате) НДС).

Как правило, основанием для доначислений налога на прибыль и НДС (а также отказ в возмещении), является неправомерное отнесение на затраты расходов по приобретению товара у поставщиков.

Общим основанием для данного вывода, служат ответы по встречным проверкам (из налоговых инспекций по месту учета контрагентов-поставщиков) о том, что:

  1. местонахождение неизвестно, контактные телефоны отсутствуют;
  2. на письменные вызовы в инспекцию никто не явился;
  3. организации не располагаются по своим адресам регистрации;
  4. бухгалтерская отчетность в инспекцию не представлялась, либо представлялась с меньшими показателями;
  5. если руководители (учредители) нашлись и дали «отказные».

Исходя из вышеприведенных доводов, налоговый орган однозначно сделает вывод о не подтверждении взаимоотношений налогоплательщика с поставщиками и как следствие отказ в возмещении и начисление налогов (НДС и НП) к доплате.

Согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 53, факт нарушения контрагентами налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что:

  1. налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости и аффилированности налогоплательщика с контрагентом либо
  2. деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральный Арбитражный суд Московского округа прямо указывают, что ни одна норма действующего законодательства не предусматривает ответственности налогоплательщика за действия всех поставщиков, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, а также не связывает право на налоговый вычет по НДС с фактом уплаты в бюджет налога поставщиками (Определение КС РФ №329-О от 16.10.2003 г., Постановление ВАС РФ №9893/07 от 20.11.2007 г.).

По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Поставщики являются самостоятельными налогоплательщиками и последствия недобросовестного исполнения обязательств ложатся именно на них(Постановление ФАСМО №КА-А40/4117-08 от 19.05.2008 г.)

В Постановлении №53 судьи ВАС РФ указали обстоятельства, которые могут свидетельствовать о необоснованности заявленного вычета (п. п. 5, 9, 10 данного Постановления):

  1. невозможность совершения операции в силу времени, места нахождения имущества или ресурсов, необходимых для ее осуществления;
  2. отсутствие условий для достижения экономических целей деятельности: отсутствие необходимого персонала, основных средств, транспортных средств, складов и т.д.;
  3. совершение по данным учета только тех операций, которые непосредственно связаны с вычетами, если по логике должны быть и другие операции;
  4. совершение операций с товаром, который не мог быть произведен в указанном объеме;
  5. совершение хозяйственных операций преимущественно с контрагентами, которые не исполняют свои налоговые обязанности;
  6. целью деятельности является получение возмещения НДС из бюджета без намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

Там же перечислены факты, которые сами по себе не свидетельствуют о намерении незаконно получить вычет (п. 6 Постановления):

  1. организация создана незадолго до совершения хозяйственной операции;
  2. взаимозависимость участников сделок;
  3. неритмичный характер хозяйственных операций;
  4. нарушение налогового законодательства в прошлом;
  5. разовый характер операции;
  6. операция осуществлена не по месту нахождения налогоплательщика;
  7. расчеты с контрагентом производились через один банк;
  8. осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  9. использование посредников при совершении хозяйственных операций.

Однако суд указал, что такие факты в совокупности и взаимосвязи с другими могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении необоснованной налоговой выгоды.

Суды признают налоговую выгоду необоснованной, поскольку доказаны согласованность действий общества и его поставщиков по "формальному приобретению" товара и создание схемы незаконного возмещения налога из бюджета.

Суды указывают, что недобросовестными являются лица, которые стремятся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом. Недобросовестность налогоплательщика определяется как совокупность факторов, которые свидетельствуют об отсутствии цели его деятельности. При этом используются такие критерии, как экономическая разумность и целесообразность деятельности.

Таким образом, Инспекция при проведении мероприятий налогового контроля обязана доказать недобросовестность налогоплательщика-заявителя, исходить из совокупности всех обстоятельств, их объективного указания на злоупотребление налогоплательщиком правом на возмещение НДС, создание "схемы", направленной на уклонение от уплаты налога одними участниками сделки и получение НДС из бюджета другими.

Согласно выводам Постановления Пленума ВАС РФ налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налогоплательщик должен был знать о нарушениях, допущенных контрагентами, в частности, в силу взаимозависимости (есть судебные решения, в которых на основании факта взаимозависимости сторон делается вывод о недобросовестности налогоплательщика). Однако в Постановлении Пленума ВАС РФ указано, что сама по себе взаимозависимость сторон не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Возмещение НДС лизинговым компаниям

Лизинговая деятельность набирает обороты. Это сказывается не только на растущих объемах лизинговых портфелей и обилии предложений, но и на налоговых обязательствах. Специфика лизинга предполагает получение дохода в течение длительного периода времени, тогда как налоговые вычеты по НДС возникают единовременно.

Данная ситуация становится предметом пристального внимания со стороны налоговых органов. Декларации, в которых НДС заявлено к возмещению, вызывают неправомерные претензии об убыточности деятельности и приводят к обвинениям в попытках необоснованного получения налоговой выгоды. Дополнительные сложности связаны с тем, что по договору лизинга продавца выбирает лизингополучатель. Это может вызвать обвинения в уходе от своих налоговых обязательств с помощью «фирм — однодневок», несмотря на то, что лизинговая компания не выбирает продавца оборудования.

Основной причиной отказа в возврате НДС лизинговым компаниям являются претензии относительно умышленного занижения доходов,  занижения налогов, работы с фирмами-«однодневками», хотя налоговикам прекрасно известно, что продавца имущества выбирает лизингополучатель. Данный конфликт неизбежно приводит к судебным разбирательствам, дополнительным расходам, затягивается период возмещения сумм НДС.

Результатом этого являются: судебные разбирательства, затраты на составление необходимых пояснений и расчетов, снижение темпа роста, потеря времени и денег. Как избежать этого? Это достаточно просто — нужно обратиться к специалистам нашей компании. Мы надежно защитим ваш бизнес и ваши финансовые интересы от каких-либо посягательств со стороны налоговиков. Специалисты компании «РАФ и Ко» обладают не только многолетним и успешным опытом возмещения/возврата НДС, но и владеют спецификой работы лизинговых компаний.

Мы уделяем особое внимание нашим клиентам, работающим в сфере лизинга. Вы всегда можете рассчитывать на наш опыт, надежную правовую защиту и умение находить выход из любых нестандартных ситуаций.

Возмещение «импортного» НДС

Когда налоговики проверяют обоснованность возмещения импортного НДС, налогоплательщик (несмотря на всю прозрачность ситуации) может столкнуться с непредвиденными трудностями. Например, отсутствие акта сверки с таможенным органом может привести к отказу в возмещении налога. И хотя такое основание незаконно и будет признано необоснованным в ходе судебного разбирательства, соблюдение всех требований инспекции позволит возместить импортный НДС без длительных судебных споров.

Очень часто основной целью инспекторов является не сама проверка, а поиск формальных оснований для отказа в возврате импортного НДС. В этом случае наши налоговые консультанты помогут возместить не только основную сумму налога, но и проценты за несвоевременное возмещение импортного НДС.

Количество споров по возмещению/возврату НДС, выигранных нашими налоговыми адвокатами, давно перевалило за сотню, поэтому вы можете не сомневаться в том, что проблемы с возмещением импортного НДС будут решены в вашу пользу. Если же вы хотите заранее исключить возникновение сложных ситуаций, то опытные консультанты нашей компании проконтролируют действия налоговиков в процессе проверки обоснованности возмещения импортного НДС.

Возмещение «экспортного» НДС

Обжалование решений налоговых инспекций об отказе в возмещении экспортного НДС является самой распространенной категорией судебных споров. Именно экспортеры становятся объектом повышенного внимания налоговых служб и чаще других подвергаются обвинениями в получении необоснованной налоговой выгоды. Но даже отсутствие претензий к поставщикам не спасает от многочисленных формальных «придирок», которые связаны с поступлением валютной выручки от иностранных партнеров, заполнением документов, не являющихся обязательными для подтверждения 0 % ставки налога (SWIFT-сообщения, инвойсы), порядку заключения договора экспорта и условиям поставки.

Как показывает практика, именно экспортеры и импортеры являются объектом повышенного внимания налоговиков. Даже если комплект документов собран правильно, налоговики стараются найти различные поводы «придраться» к налогоплательщику, требуя заполнения и предоставления им дополнительных документов, которые не являются обязательными для подтверждения ставки 0% при экспорте или обоснованности возмещения импортного НДС.

Наши специалисты имеют не только успешный опыт сопровождения налоговых проверок и контроля действий налоговиков, но и могут правильно составить и оформить документы, представляемые в налоговую инспекцию. Это связано с тем, что в нашей компании работают как налоговые консультанты, так и аттестованные аудиторы. Это позволяет нам использовать их совместный опыт при решении проблем, связанных с возвратом экспортного НДС.

Зачет НДС

С проблемой зачета НДС сталкиваются не только экспортеры, импортеры или лизинговые компании. Любая фирма, претендующая на зачет или возврат налога, может стать заложницей бездействия налоговиков. К сожалению, ситуация при которой налоговые органы не проводят своевременный зачет НДС, стала стандартной.

В частности, она может возникнуть, когда налогоплательщик, подавший налоговую декларацию по НДС, предполагает воспользоваться переплатой в последующих периодах. При этом налоговая инспекция в бесспорном порядке осуществляет взыскание сумм НДС, отраженных в налоговых декларациях «к уплате», не отражая суммы НДС, заявленные к возмещению или зачету по более ранним периодам. Такое незаконное бездействие не только не позволяет воспользоваться правом на своевременный зачет НДС, но и создает другие негативные последствия — взыскание налогов, приостановление операций по счетам. Как можно предотвратить или избежать подобных рисков? Что нужно делать в таких ситуациях?Для этого необходимо контролировать ход налоговой проверки (при этом знать куда, когда и на что обращать особое внимание), своевременно и в полном объеме предоставлять документы, которые требуются инспекторам.

Специалисты компании «РАФ и Ко» имеют успешный опыт сопровождения налоговых проверок и многолетний стаж работы «по ту сторону» — большинство наших консультантов начинали свой профессиональный путь в качестве сотрудников и руководителей различных подразделений ИФНС. Выбирая нашу компанию, вы получаете надежную защиту как при проведении проверок, так и в процессе урегулирования налоговых споров.

Именно это предполагает наша услуга по возмещению НДС, которая заключается в том, что наши специалисты (налоговые консультанты и адвокаты, аудиторы) вне зависимости от того, сколько времени и какие действия необходимо совершить для получения нужного результата — зачета НДС.

Особенности возмещения НДС

В преддверии Нового года Государственной думой были предприняты решительные шаги и в области администрирования налога на добавленную стоимость. Имеется в виду Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", опубликованный в Российской газете 22 декабря 2009 г.

Впервые Налоговым кодексом Российской Федерации установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Суть данной процедуры, применение которой будет распространяться на налоговые декларации, представленные за первый квартал 2010 г. и более поздние налоговые периоды, заключается в том, что налогоплательщик, отвечающий определенным критериям, получит право на зачет или возврат суммы, заявленной в декларации к возмещению, не дожидаясь завершения камеральной налоговой проверки указанной декларации.

Основания для отнесения налогоплательщика к тем, кто получит право воспользоваться заявительным порядком, следующие:

  1. количественные и временные показатели деятельности налогоплательщика:
    1. размер совокупной суммы налога, уплаченной за три года, предшествующих году подачи заявления о применении рассматриваемого порядка возмещения налога; Налог на добавленную стоимость, акцизы, на налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых должны составить не менее 10 миллиардов рублей.
    2. длительность существования на момент представления налоговой декларации.Три года с момента создания организации законодатель счел достаточным для того, чтобы не считать налогоплательщика фирмой – «однодневкой».
  2. предоставление вместе с декларацией банковской гарантии, которая предусматривает обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке.

Указанные основания являются альтернативными, и их выбор зависит исключительно от волеизъявления налогоплательщика.

Требования к банку-гаранту и самой банковской гарантии установлены пунктами 4 и 6 статьи 176 (1) Налогового кодекса РФ.

Общеизвестно, что льготу по возмещению НДС при реализации товаров (работ, услуг) получить из бюджета довольно сложно и причиной такой ситуации, прежде всего является как действия недобросовестных экспортёров с целью получения денежных средств в размере 18% стоимости внешнеэкономического контракта, так и действия представителей налоговой инспекции не заинтересованных в возмещении положенных налогоплательщику сумм НДС, даже при наличии всех необходимых документов.

Статьёй 176 НК РФ установлен трёхмесячный срок вынесения налоговым органом решения о возмещении налогоплательщику из бюджета НДС, который исчисляется со дня представления им декларации и иных документов, предусмотренных статьёй 165 НК РФ. За этот срок налоговый орган проводит камеральную проверку представленных документов, встречные проверки поставщиков, осуществляет запросы в таможенные и другие государственные органы. Вынося решение об отказе в возмещении НДС, налоговая инспекция частенько привлекает экспортёра к ответственности за занижение налогооблагаемой базы соответственно требуя уплатить суммы налога, пени, штрафы. Поэтому, прежде чем решиться требовать возмещения НДС, следует знать что возможно придётся в судебном порядке добиваться признания недействительным таких решений налоговых органов.

В отличие от камеральной налоговой проверки, проводимой в течение 3 месяцев, решение по вопросу о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, принимается налоговым органом в пятидневный срок с момента поступления к нему заявления о применении заявительного порядка возмещения налога. Причем, это может решение как о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, так и решение об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. Вынесение последнего решения означает, что налогоплательщику отказано в возмещении налога в специальном порядке, но при этом сохраняется право на зачет (возврат) налога в общем порядке, установленном ст.176 Налогового кодекса РФ.

Решение о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, сопровождается вынесением решения о зачете и (или) возврате суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Согласно закону суммы налога, подлежащие возврату налогоплательщику, должны поступить к последнему не позднее шести рабочих дней с момента принятия налоговым органом соответствующего решения о возврате налога, а нарушение сроков возврата налога необходимо компенсировать выплатой налогоплательщику процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если по завершении камеральной проверка налоговый орган установит отсутствие оснований для полного или частичного возмещения налога, то ранее возмещенные суммы подлежат возврату в бюджет на основании решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и требования о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм.

Требование о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм надлежит исполнить налогоплательщику не позднее пяти дней со дня его получения. Причем, наряду с самой суммой налога налогоплательщик обязан уплатить проценты в размере двойной ставки рефинансирования, действовавшей за период пользования средствами бюджета.

Закон также содержит важные изменения положения пункта 2 ст.169 Налогового кодекса РФ, направленные на сокращение свободы усмотрения налоговых органов в решении вопроса об обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Начиная, с первого квартала 2010 г. только такие ошибки в счетах-фактурах, которые не позволяют налоговому органу установить продавца или покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, приведут к отказу в принятии налога к вычету. При этом общая норма о том, что невыполнение требований к счету-фактуре, установленных пунктами 5 и 6 ст.169 Налогового кодекса РФ, - основание для отказа в принятии к вычету, оставлена без изменения.

Наша компания успешно работает на рынке налоговых консультаций уже более 10 лет, а потому наши специалисты по налоговым консультациям имеют огромный опыт и знания в вопросах налогового законодательства, заполнения налоговых деклараций, налогового арбитража, возврата и возмещения НДС, возврата подоходного налога, разработки оптимальных налоговых схем, сопровождения налоговых проверок и постановке налогового учета.

Налоговые консультанты готовы ответить на любые вопросы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, касающиеся налогообложения.